Казалось бы, даже дошкольник знает, как работает спиннер: подшипник в центре, по краям раскручиваем лопасти. Но стоит вдуматься в детали, и начинаешь понимать, что все не так просто. Разные или одинаковые подшипники стоят в дорогих и в бюджетных спиннерах? Почему, когда крутишь вертушку, ее центральная часть неподвижна? Нужны ли отверстия в лопастях спиннера? Чтобы ответить на вопросы, пригодится немного знаний о механике и аэродинамике вертушки.
А еще, узнав о принципах вращения спиннера, ты найдешь ответ на два важных вопроса:
- Как сделать вращение максимально долгим?
- Как подобрать спиннер, который будет долго и бесшумно крутиться?
Итак, наша короткая, но подробная лекция о принципах работы спиннера! Обещаем – скучно не будет.
Подшипник – это главное
Как ты уже наверняка понял, сердце любой вертушки – подшипник. Это не какой-то специально разработанный подшипник для спиннеров, а стандартный, с технической маркировкой 608 и r188. Их же ставят на скейтборды, самокаты, коньки и компьютерные кулеры. Он представляет собой обойму из двух железных колец, между которыми в гнездах-разделителях помещены шарики.
По внутреннему кольцу подшипника походит желоб, и по нему-то и катаются шарики. Именно поэтому внутренняя часть вертушки («кнопка») и не двигается, ведь вращение происходит на внешней оси подшипника. От диаметра шариков, кстати, зависит скорость вращения: чем они мельче, тем быстрее раскрутится спиннер.
Материалом для шариков служит металл или керамика (есть гибридный вид, где используется то и другое). Металлические подшипники появились первыми, это «классика». Керамику изобрели, когда стали разрабатывать механизмы для космических программ. Спиннер с керамическим подшипником действительно космос, он крутится очень ровно и долго. Но и стоит на порядок дороже, если, конечно, это не подделка.
Баланс внешнего и внутреннего
Вторая важная часть спиннера – корпус. Он бывает пластиковым или металлическим. На то, как работает вертушка, материал не влияет: гораздо важнее форма. А точнее то, как распределен вес.
Устройство спиннера таково, что на лопасти должен приходиться больший вес. Это дает хороший баланс и долгое вращение. Вот почему у «классического» девайса с тремя лопастями в их концах есть еще маленькие подшипники: они не нужны для трюков, но служат утяжелителями. В металлических спиннерах лопасти утолщаются к концам, чтобы создать нужный баланс.
Кроме трехлопастной «классики», есть и другие формы: две лопасти, четыре; спиннеры-«колеса»; необычные формы: знак Бэтмена, сюрикен, звезда шерифа и т.д. Не все из них хороши с точки зрения аэродинамики, но хороший подшипник может это компенсировать.
Что еще влияет на работу спиннер?
Еще один важный компонент спиннера, который незаметен снаружи – смазка подшипника. Она нужна, если девайс уже используется некоторое время. Если вертушка крутится туго или издает слишком громкое жужжание, вибрирует – время добавить смазки в подшипник. Как это сделать, читай в статьях "Что делать если спиннер плохо крутится?" и "Чем и как смазать спиннер?".
Как и любой механизм, подшипник спиннера нуждается в уходе: очистке и смазке, и если у тебя дорогой гаджет, это неизбежно.
Итог: как работает спиннер?
Итак, теперь ты в курсе, как работает спиннер вертушка: как он раскручивается при помощи подшипника и набирает скорость благодаря своей аэродинамике. Поэтому для идеальной работы необходимо:
- Хороший подшипник, желательно с керамическими шариками;
- Аэрдинамичный корпус (например, треуольная «классика» с утяжелителями на лопастях)
- Достаточное количество правильной смазки
А раз ты все знаешь, смело выбирай себе вертушку и отправляйся осваивать трюки!